Апокалиптическая равнина, характерный фон многих картин Сальвадора Дали, заполнена множеством предметов, каждый из которых наполнен своим смыслом, а сочетания этих элементов открывают новые возможности для трактовки образов.
В левой части картины зритель видит жерло пушки, из которой льется на землю белый тягучий расплав и рвется в небо конь с оскаленной головой-черепом. Дуло пушки подпирает костыль-рогатина. Белая масса, достигнув земли, закручивается воронкой смерча, и в ней угадываются очертания богини победы Нике – но лишь с одним крылом.
Оставшаяся часть расплава раскинулась по земле причудливыми лепестками, в которых при желании можно усмотреть контуры самолета-биплана. На горизонте виднеются две освещенные солнцем человеческие фигуры, смутные и прорисованные довольно схематично. В правой части холста из огороженной бордюром клумбы прорастает засохшее дерево.
С его ветвей свисает фигура музыканта: аморфная, деформированная.
В руках его виолончель, тоже мягкая, словно восковая, оплывшая от сильного жара. У музыканта женская грудь. Сверху в его тело вдавлены две чернильницы. По лицу ползают муравьи, а на щеке сидит большой паук-сенокосец. В левом нижнем углу картины ангелочек с крошечными рудиментарными крылышками указывает пальцем на фигуру виолончелиста, прикрыв глаза другой рукой, словно стыдясь или ужасаясь.
Изначально картина носила название “Мягкая виолончель, паук и Великий Мастурбатор”, но позже была переименована автором в “Вечерний паук сулит надежду”. Это название таит в себе намек на французское поверье. Оно гласит, что увиденный вечером паук предвещает благоприятный день.
Картина датируется 1939-1940 годами, и все эти тревожащие образы так или иначе содержат отсылки к событиям Второй мировой войны.
Так, конь, вырывающийся из жерла пушки, может быть отождествлен со всадником Апокалипсиса. Однокрылая Нике, почти бескрылый купидон, прячущий лицо, – все это указывает на ожидание грядущих бедствий. Освещенный солнцем паук сулит счастливый исход, но общая атмосфера картины передает настроения того времени: колебания от отчаяния к надежде.