В Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел : Бог “изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся” . Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения.
Посмотрим на изумительное “Благовещение”, написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая.
У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.
В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей.
Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха.