В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утрачивает теплоту, становится “обобщенно-теологическим”.
Художник показывает теперь Богоматерь не как прежде – молодой девушкой с притаенной грустью в глазах, трепетно прижимающей к груди Божественное Дитя, – а неким абстрактным божеством. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны, то теперь он, напротив, стремится обобщить его, как бы отодвинуть Деву Марию от земных “сфер”. Он возносит Ее на пьедестал, с высоты которого Она представляется зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям силой.
Исключениями из ряда “безразличных Мадонн” являются, пожалуй, лишь “Мадонна-цыганка” и это “Вознесение Девы Марии”, где Мурильо вновь возвращается к своей прежней стилистике.
В последней работе Богоматерь, показанная живописцем в момент вознесения к неземному свету, опять предстает перед нами в образе юной девушки с наивным и доверчивым выражением еще почти детского лица. Доверчивость – и в раскрытых ладонях Девы Марии. Мягкое сияние, окутывающее Ее, придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность.