Описание картины Едоки дыни и винограда – Бартоломе Эстебан Мурильо

 Едоки дыни и винограда   Бартоломе Эстебан Мурильо

“Едоки дыни и винограда” относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой, – задачу изображения натуры при естественном освещении. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Они погружены в тень, постепенно светлеющую к правому краю картины.

Мы не слышим, о чем беседуют мальчики, не знаем их отношений, но автор столь зримо передает живописными средствами их разговор, столь рельефно рисует их характеры, что нам невольно кажется, будто мы давным-давно знаем этих оборвышей. “Хозяин положения” здесь, по-видимому, мальчик с дыней.

Говорят нам об этом и его взгляд на приятеля – сверху вниз, – и слегка насмешливое выражение лица, а также и то, что дыня лежит у него на коленях. На лице его товарища, напротив, написана нерешительность. Он, впрочем, пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда.

“Едоки дыни и винограда” предвещают собой рождение воздушного стиля Мурильо, прославившего его. В “Едоках” он уже совершенно по-новому, сравнительно с картинами предыдущего периода, подходит к созданию свето-воздушных эффектов, но еще не вполне справляется с поставленными перед собою задачами. Мурильо, по-видимому, и сам чувствовал, что ему не удается достичь желаемой осязаемости света и воздуха.

Он работал густым, пастозным мазком, требовавшим четких границ между атмосферным окружением и объемами. Естественно, “воздушности” такой мазок не способствовал.

Впрочем, в “Едоках дыни и винограда” Мурильо сумел довольно оригинальным способом обойти это затруднение. Он разбросал по полотну пятна цветов и теней различной интенсивности. Эффект “пятнистости”, созданный таким образом, успешно имитировал будущий воздушный стиль Мурильо, Необходимо отметить также особенную теплоту живописи Мурильо, которая околдовывала многие поколения зрителей.

Этих удивительных тонов мастеру удавалось достичь во многом благодаря грунтовке.

В Севилье для ее изготовления использовали гончарную глину, смешанную с льняным маслом и клеем. Такая грунтовка сообщала картине розовато-коричневый оттенок. Именно этот оттенок, кстати, позволяет с легкостью отличить севильские работы Диего Веласкеса, знаменитого – Мурильо, от его же мадридских полотен.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Описание картины Едоки дыни и винограда – Бартоломе Эстебан Мурильо.