Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Портрет поэта Иеремии Деккера”. Размер портрета 71 x 56 см, дерево, масло. Таким же гордым было когда-то сердце великого Александра, Что никто не мог его по-настоящему изобразить Кроме Апеллеса… Я сам не оищущаю в моей груди такой величины духа И такого широкого сердца Если же это все-таки имеет место, То я буду очень рад, Видеть на поверхности дерева отражение моего существа Из нашего времени и мира Апеллеса.
И не потому, чтобы извлечь из этого выгоду, Нет, только из доброжелательства… Это строки из сохранившегося стиха голландского поэта Иеремии де Деккера, которого Рембрандт, вероятно из дружеской склонности, портретировал незадолго до смерти литератора. “Шедевр среди шедевров.
В своем черном костюме и широкополой шляпе этот человек кажется как бы братом синдиков, но с еще более подчеркнутой одухотворенностью. Эта большая тень, падающая на его лицо и скрывающая его черты – не тень ли смерти это, смерти, которая мгновенно делает из того, что было человеком, воспоминание? С помощью лишь одного средства – игры света и тени – Рембрандт проникает в самую глубину души.
Он не стремится здесь к живописным эффектам, мазок кисти спокоен, почти безличен, кисть, водимая раздумьями художника, скромна.
Можно даже предположить, что эта картина написана слепым. Рембрандт наблюдает не модель, а первоисточник всех вещей, находящийся в его сердце” . Так утверждается сила предвидения художника, беспримерно воплощающего в образах истории и мифологии лишь то, что он открывает в душе и бытие современников: величие человеческой природы.