1878-1879. Холст, масло. 179,7 x 300,4.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Верещагин задался целью показать обществу правдивую картину войны, раскрыть ее подлинный облик. Но создать на эту тему правдивые картины, по его мнению, можно было только тогда, когда художник будет видеть войну в действительности, не боясь рисковать своей жизнью, своей кровью. И когда вспыхнула Русско-турецкая война 1877-1878 годов, Верещагин поспешил на театр военных действий.
Здесь, по своей воле, подвергаясь большой опасности, участвуя во множестве стычек и сражений, он поражал всех энергией, неутомимостью и мужеством. Под сильным неприятельским огнем писал он этюды, делал зарисовки в походный альбом.
В одном из сражений он был ранен, долго лежал в госпитале и едва не умер. Близкое знакомство с войной, пристальное ее изучение позволили Верещагину создать новые картины о войне. И в новой серии работ он представил войну как драматическое событие народной жизни, а не как парад.
В своих картинах он изобразил простой люд, одетый в солдатские шинели, показал беспредельный героизм и мужество русского солдата.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: “Атака” , “После атаки” . Картины “Победители” , “Побежденные. Панихида” посвящены сражению под Телишем – здесь по вине “высочайших особ” был уничтожен почти целый полк егерей.
Война у Верещагина предстала во всей ее реальности. Характерны в этом отношении картины “Шипка-Шейново” , “Побежденные. Панихида”, “После атаки”.
“Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность.”
В картинах, посвященных русско-турецкой войне, мастерство Верещагина еще более выросло и развилось. Сохраняя точный рисунок, ясную трактовку формы, звучные краски, художник достигает в картинах большего, чем раньше, тонального единства; его живопись становится более широкой и свободной. В картинах нет чрезмерного внимания ко всем деталям и подробностям, которое наблюдалось в ряде ранних картин.
Композиция отличается простотой и естественностью и лишена какой бы то ни было условности и нарочитости.
В “балканской” серии художник бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно “Побежденные. Панихида”, где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.