Верещагин беспощаден в изображении потерь и побед. Верещагин, пожалуй, единственный художник, которому не было подвластно самолюбование, и он мог достаточно правдиво отобразить на своих полотнах правду военной жизни.
И если Айвазовский часто изображал морские бои, то Верещагин на своих полотнах изображал бои сухопутные и в основном азиатские. Он влюбился в Среднюю Азию и потому у него набралось достаточно большая серия полотен с восточными мотивами, кроме того есть много набросков, этюдов, зарисовок. Но никогда он не отходил от истины.
На этом полотне он изобразил победителей-азиатов. Это скорее всего турки. По всему холму после боя лежат убитые русские солдаты, а победители ходят вокруг них и снимают с трупов одежду, обувь, шарят по карманам в поисках чего-то ценного. Все найденное одевают или обувают прямо тут, рядом с ограбленным убитым воином. Но вот на поле брани обнаружили целого и невредимого солдата.
Его тут же окружили турки и стали рассматривать со всех сторон. Кому-то из них достанется он сам. Кто-то получит его камзол, а кому-то еще что-то ценное, если у него такое есть.
Но то, что он пойдет в рабство в этом можно не сомневаться.
Художник передал в этой картине какую-то незащищенность. Что-то мимолетное и не понятное. А самое главное он дал понять, что не всегда русский солдат побеждает. Это пожалуй, главная его правда в этой картине. И это конечно же вызывало некоторое недоумение у патриотически настроенной столичной публики.
Им не верилось, что такое может случиться с русскими солдатами. Но бывало же и такое, проигрывали же иногда сражения.
Просто происходило это не так часто. И вот именно про потери и рассказывал художник. Мало того, он с изысканной точностью изображал “варваров” в их непосредственной среде, в самом центре Средней Азии.