Картина итальянского художника Караваджо “Мадонна дель Розарио” широко известна также под другим названием “Мадонна четок”. Размер картины 365 x 250 см, холст, масло. Первоначально картина Караваджо предназначалась для алтаря церкви Сан Доменико в Неаполе, но затем была выставлена на продажу.
В алтарных картинах “Мадонна дель Розарио”, а также “Мученичество апостола Петра” и “Обращение Савла” Караваджо находит тонкий баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Из письма молодого Питера Пауля Рубенса герцогу Мантуанскому от 15 сентября 1607 года из Неаполя. “…Я увидел также нечто чудесное, созданное Караваджо, которое исполнено здесь и предназначено теперь для продажи… Это две прекраснейшие картины Микеланджело да Караваджо. Одна – “Мадонна дель Розарио”, и она исполнена как алтарная картина.
Другая картина средних размеров с полуфигурами – “Юдифь, убивающая Олоферна”…” От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо.
В “Положении во гроб” на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Они грубоваты и сдержанны в своих чувствах, но движение каждого отмечено особой собранностью. И только воздетые в патетическом порыве отчаяния руки Марии оттеняют суровую скорбь остальных персонажей, составляя контраст с давящей тяжестью безжизненного тела Христа.
Могильная плита, у края которой остановились несущие тело, подчеркивает статуарность, монолитность всей группы, уподобленной своеобразному монументу. Точка зрения снизу усиливает впечатление величественности.