Ростов привлек внимание художника как один из древнейших русских городов. Впервые летопись упоминает его под 862 годом. В конце XVI века в Ростове была учреждена митрополия.
В 1651 году ростовским митрополитом стал Иона Сысоевич, вошедший в историю своим невиданным по размаху каменным строительством.
С его именем связано появление шедевра древнерусского зодчества – ансамбля Ростовской митрополии, которую чаще именуют Ростовским Кремлем. Митрополит Иона как будто не был ни ученым-богословом, ни выдающимся проповедником. Но он был великим строителем, и в отличие от многих других строителей ему ни разу не изменил вкус и чувство гармонии.
В историю Ростовской митрополии Митрополит Иона вошел как неутомимый созидатель редкостных по красоте ансамблей, как митрополит строитель-художник.
Грандиозный ансамбль Ростовской митрополии, создававшийся с начала 1670-х годов на протяжении двадцати лет, является своеобразным городом в городе, обнесенным высокими стенами с одиннадцатью башнями. Их шатровые и “кубоватые” завершения в сочетании с островерхими дымниками и пятиглавиями церквей, создают удивительно красивую картину города-сказки, “града Китежа”, особенно впечатляющую со стороны озера Неро. Ростовский кремль часто сравнивают с величавой песней, с музыкой, застывшей в камне. Крепостная стена с башнями, охватившая постройки митропольичьего двора практически не носила какого-либо военного значения.
Башни укреплений были выстроены ниже, чем высокие главы церкви, что указывало на преимущество церковной духовной силы над светской.
Здания Ростовской митрополии отличались сдержанностью и строгостью. С особой нарядностью были выполнены лишь ворота с надвратными церквами Воскресения над северным входом и Иоанна Богослова над западным. Храм Иоанна Богослова был построен в 1683 г., последним в Митрополичьем доме, и служил домовой церковью при Палате для пришествия государей.
Это одна из самых вдохновенных и изысканных церквей во всем ансамбле Ростовской митрополии. Комплекс Ростовского кремля является образцом единого художественного замысла.
Это в полной мере русский национальный ансамбль, где имела место не переработка иностранных достижений, а гениальный взлет национального творчества русских мастеров. Ныне в кремле размещается Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник.