Ближе к собственно портрету “Женщина с жемчужиной”. Позировала художнику Берта Гольдшмидт, молодая женщина, жившая по соседству. Коро облачил ее в платье итальянки, заставил надеть свой жилет и усадил в позу, близкую леонардовской “Джоконде”.
Мягкий свет моделирует округлое лицо, дрожит и трепещет в мелких листочках, украшающих каштановые волосы. Серый, слегка темнеющий книзу фон тонально связан с фигурой, решенной в серой же гамме, красиво и разнообразно сочетающейся с голубым, желтоватым, розовым и коричневым в одежде. Прозрачные трепетные тени, система тончайших валеров, широко используемая художником в пейзажах, применяются и здесь, усиливая поэтичность, музыкальную настроенность образа.
Перед зрителем – и конкретный образ, и в то же время уже не реальная женщина, а муза художника, воплощение его мечты. “Вся картина излучает духовную красоту,- пишет Л. Вентури,- отражая изящество души, прекрасной и тонкой именно потому, что она естественна и цветет подобно цветку или ветке дерева”. Трудно найти во французском искусстве тех лет другой пример столь гармоничного, возвышенного и одновременно отвлеченного понимания портретного образа.