Одной из особенностей творчества Мане является полная свобода при определении жанра – рафинированные и строгие правила академической школы казались ему скучными. Именно поэтому мы можем найти много работ кисти мастера, которые сложно причислить к какому-либо одному определенному жанру. Такой картиной является и “Завтрак в мастерской”.
Главный герой картины – Леон Коэлл Леенхофф, тайный сын художника. Рожденный вне брака учительницей музыки Сюзанной, которая давала уроки родному брату Мане, сын так никогда не был признан художником, хотя спустя некоторое время живописец узаконил отношения с его матерью.
Разглядывая эту работу, можно увидеть здесь и элементы портрета, и семейную бытовую сцену, и натюрморт. Благодаря смелому подходу к форме – художник обрезал края картины, мы можем сравнить полотно с мгновенным фотоснимком. Вот пройдет еще один миг, и все персонажи, застывшие на секунду, продолжат заниматься своими делами.
Молодой юноша расположен на переднем плане в центре картины. Он задумчиво смотрит вдаль, стоя спиной к столу и родителям. Лицо его высветлено, губы сжаты, а взгляд задумчив.
Колорит полотна сочетает в себе коричневые, зеленые, серые, черные и белые тона. Кульминационным цветом в композиции является желтый – он и как бы организует, связует все пространство картины.
Несмотря на некую опаску, картина была принята Салоном к выставке, но многие зрители вызывались о ней очень неоднозначно – смешение жанров и сочетание элементов вызывала критику в адрес картины. Однако большинство склонялось к мнению, что работа очень гармонична и каждая деталь находится на своих местах.