Гравюра “Явление Иоанну Христа и сути семи церквей” – иллюстрация к 1-й главе книги “Откровение” Иоанна Богослова:
“Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников, и посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.”
Альбрехт Дюрер создавал свои шедевры “Апокалипсиса” в эпоху культурного подъема Северного Ренессанса. В это время в его родном городе Нюрнберге граждане обсуждали вопросы науки и искусства, лучший друг Дюрера как раз тогда переводил Апокалиспис с латыни на немецкий.
В обществе царило недовольство инквизицией, индульгенциями, непомерно разбогатевшей католической церковью. К тому же это были времена бесконечных вспышек и эпидемий чумы, междуусобиц, ладграфских войн. Поэтому Ощущение приближения конца света – а он и есть Апокалиспис – было понятно каждому.
В гравюре использовали символы, которым следовали в алтарной живописи и книжной миниатюре, ксилографии, настенной живописи – и это было понятно современникам великого немецкого художника, а мы обратимся к комментариям, которые нашли в статье Павла Котова. Он пишет:
“Апостол видит перед собой Творца, держащего в руке запечатанную Книгу Судеб. В другой руке у Пантократора – семь звезд, которые символизируют ангелов-покровителей семи самых крупных из первых христианских общин – в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикее. Сами же общины символизируют семь светильников. Из уст Творца выходит меч – символ божественного слова.”