Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где “Низвержение грешников” объединялось с “Вознесением в Эмпирей”, а “Адская река” – с “Земным Раем”. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня, то вспышек пламени, а в сцене “Вознесение в Эмпирей” превращается в ослепительный коридор-воронку. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным.
Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В “Вознесении в Эмпирей” избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами.
Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от “абсолютной глубины открывшейся божественности”.