Описание картины Ад, алтарь Воз сена. Правый ставень – Иероним Босх

 Ад, алтарь Воз сена. Правый ставень   Иероним Босх

Правый ставень триптиха Иеронима Босха “Воз сена”. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне – христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося “Граду небесному Иерусалиму”.

В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осужденных душ, – от этого и предостерегает Босх род человеческий.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.

В литературной фантазии “Видение Тундала”, созданной в XII веке ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Люцифер и мятежные ангелы заняты возведением странного, чудовищного сооружения, в то время как осужденные души грешников терпят наказание и вечные муки: их преследуют персонажи – символы грехов, совершенных ими. На фоне адского пламени, разгорающегося на заднем плане, дьявольские каменщики спешно заканчивают строительство Башни мучений.

Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.

Каменщики, написанные Босхом, могли быть увидены им в его родном Хертогенбосе – так живо и правдоподобно они изображены. Один из эпизодов – переход через мост – фигурирует в качестве одного из мотивов и на картине Босха. На подъемном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем вероятно, и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Распростертый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников.

Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Описание картины Ад, алтарь Воз сена. Правый ставень – Иероним Босх.