Пейзажист Сильвестр Щедрин был сыном известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянником пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Сильвестр рос в атмосфере художественных интересов, с детских лет знал коллекции Эрмитажа.
В 1800 г. Щедрин поступил в Академию художеств. Будучи прилежным учеником академии, он получил задание изобразить морской город или селение и с успехом справился с поставленной задачей. Он создал классический пейзаж, где четко просматривались три плана, мудрая уравновешенность, но было полное отсутствие воздуха и примет времени дня.
За эту работу он получил Золотую медаль и был послан в Италию писать классические пейзажи и изучать древности. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.
Щедрин много работал. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, “Вид Колизея”. Но Щедрин неожиданно открыл для себя иную Италию: Италию обжитых человеком бухточек и прибрежных скал, Италию простых тружеников, моряков, рыбаков, уличных торговцев. Его знали и любили простые люди во многих итальянских городах, а он писал этих людей и свои бесконечные этюды.
Русский художник увидел итальянский пейзаж не глазами туриста, ищущего экзотические красоты, а глазами итальянского рыбака или крестьянина, для которых природа является обжитым домом.
Одной из таких работ является картина “Веранда, обвитая виноградом”. Глядя на нее, мы видим два просвета, обрамленные кружевом листвы, и ослепительный блеск моря. И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь. Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает.
Рыбак в белой одежде и красной шапочке сидит на парапете, рядом с ним – мальчик в широкополой соломенной шляпе. Прямо на полу дремлет старик.
Люди, изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать “на натуре”. Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, “ни с чем сравниться не может”.
Стоит обратить внимание на листву винограда – мы не увидим рядом двух мазков одного цвета. Лист пожелтевший, лист ярко-зеленый, лист красноватый, лист коричневый, и вся эта масса цветной листвы пронизана лучами солнца. Живописец поминутно менял кисти, смешивал краски.
Если, забывшись или устав, он положил бы рядом несколько одинаковых мазков, в картине получилось бы “мертвое пятно”, а это недопустимо, т. к. в природе все живет, ежеминутно меняет окраску.
В дальнейшем творчество Щедрина приобретало все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Щедрин писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время художник работал в Сорренто, пейзажи конца 20-х гг. с видами этого места, особенно его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее.
Сильвестр Щедрин открыл новые приемы, привнес в пейзаж солнце, ветер, сверкание моря, влажный, напоенный морским запахом воздух. Его “ландшафтная нога” ступила из сухого классического пейзажа в живую жизнь.