Картина написана по заказу молодого герцога Орлеанского на сюжет вальтера Скотта “Квентин Дорвард”. Перед вами огромный каменный зал в замке епископа Льежского. Арденский вепрь, граф Гильом де ля Марк захватил этот замок и пирует здесь вместе со своим бандитами.
Колеблется пламя свечей – и от ветра, который сюда проникает сквозь щели в стрельчатых окнах, и от пьяного дыхания и воинственных восклицаний. Здесь их много – они едят жареное мясо и пьют вино, они бросают кости собакам и вытирают руки о штаны, которые запачканы кровью. Вводят епископа.
Ропот усиливается. С него срывают ризы. Ему перерезают горло – ропот превращается в восторженный вопль: пир удался на славу. Прекрасный сюжет!
Эта толпа, эта темная страсть, этот ропот, эти тени, которые мечутся, этот свет, который то угасает, то вспыхивает, это волнение!
Делакруа сосредоточил свет в центре картины – на накрытом столе и на ризах епископа. А мрак он сосредоточил на первом плане, на фигурах, ринувшихся к этому свету. Это не волхвы, которые пришли поклониться спасителю, – это пьяная шайка арденнского вепря.