Наконец-то Дали предложил нечто иное, что не связано с истязанием и сексуальным влечением. “Тени тающей ночи” работа сюрреалиста Дали, сравнимая с пейзажем самого заурядного изложения, если бы не…. Правый угол сюжета заполнен аморфным телом в простыне с явно эрегированным органом. Как же иначе?
Автор не мог пройти мимо излюбленной темы грязной похоти, подглядывания и навязывания своих идей о всеобщем великом совокуплении.
Отступая от образа в ткани, хочется разобрать работу по деталям. Художник вкрапил в полотно много песка, теней и камней разной фактуры. Идея картины основана на том самом тайном ритуале самоудовлетворения под утро, которое не чуждо каждому из нас.
Многие связывают такой порыв с невежеством, невоспитанностью и грязью.
Однако природа не имеет ничего против удовлетворения собственных желаний в укромном уголке собственного жилища. Предложенное повествование уже законченного события связано с рассветом и, соответственно, с рассеиванием таинственности и спасительной тьмы. Солнце, крадучись, оголяет равнину с разбросанными частями скалы и голубые каменные исполины на горизонте.
Дали пишет масштабно, не в отношении размеров полотна, а пространства пустыни. Песок, песок, песок… Он преследует практически каждую работу художника.
Некоторые историки живописи связывают песок с олицетворением времени, иначе – содержимым песчаных часов.
Но порой критики наделяют желание Дали писать песок, практичностью и упрощению задачи в написании плоскости. Песок не требует сложных манипуляций с наложением штрихов и смешением цветов, как, например, для отображения травы, или же проработки многоцветия теней и бликов на снегу или мокром асфальте. Да и сам пейзаж в данном случае ни что иное как воображаемый отрывок природы.
Здесь задано расположение светила за спиной зрителя, о чем повествуют тени, направленные снизу к горизонту, а также минимум “участников” композиции.
Работа упрощена до нельзя, но написана в хорошем колорите. По крайней мере, палитра не режет глаз, приятна “на ощупь” и не играет контрастом.