В этой удивительно теплой композиции нет ничего сверхъестественного, мистического. Перед нами просто идиллическая сценка из жизни испанского семейства. Младенец держит в руке маленькую птичку. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее.
Отец бережно и ласково поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит то ли ему, то ли собачонке.
Мать на минуту отвлеклась от своего рукоделия и с нежной и слегка утомленной улыбкой наблюдает за этой сценой. Обратите внимание на то, что святой Иосиф изображен здесь не убеленным сединами старцем, как это обычно принято, а молодым, полным сил мужчиной. Нет в этой картине и традиционных для религиозных полотен нимбов над головами персонажей.
Благодаря своей будничности вся композиция напоминает религиозные работы голландских и фламандских мастеров, часто трактовавших сюжеты Священного Писания в бытовом ключе.
Однако, скорее всего, Мурильо не имел в виду повторять голландцев, когда писал свое “Святое Семейство”. Более уместно предположить здесь другое. Вполне возможно, что Мурильо, будучи художником “автобиографическим”, изобразил в “Святом Семействе” досуги своей собственной семьи, дав картине соответствующее название лишь для того, чтобы “оправдать” ее появление на свет.