Большинство произведений Сурбарана с образами святых дев было заказано художнику в виде серий и в основном исполнено его помощниками. В 1647 он получил заказ на 24 такие картины для монастыря в Лиме, еще через два года – на 15 для Буэнос-Айреса.
Однако работа со святой Маргаритой Антиохийской была написана раньше и, несомненно, является творением самого мастера. Маргарита Антиохийская – легендарная христианская дева-мученица. Ее житие повествует, что префект антиохийский пожелал жениться на ней, но она отказала, сказав, что является Христовой невестой.
Деву подвергли жестокому мучению и заточили в подземную темницу. Туда в виде дракона явился сатана и сожрал ее. Но крест, который она держала в руках, заставил монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу. Она была обезглавлена после молитвы о том, чтобы беременные женщины, воззвавшие к ней, смогли 6езопасно родить своих чад, подобно тому, как сама она появилась невредимой из чрева дракона.
Некогда Маргарита была почитаемой христианской святой, поскольку считалась покровительницей рожениц.
Однако из-за отсутствия доказательств подлинности истории в 1969 она была исключена из церковно го календаря. Сурбаран создал мирской образ, резко контрастирующий со всем строем испанской религиозной живописи XVII века. Это практически портрет крестьянки: она изображена с пастушеским посохом, в соломенной шляпке, с домотканой сумкой с затейливым орнаментом.
О том, что на полотне – святая, можно догадаться лишь по традиционным атрибутам – дракону и книге в ее руке – безусловно, Библии.