Описание картины Дама в саду Сент-Адресс (Жанна-Маргарита Лекадр в саду) – Клод Моне

 Дама в саду Сент Адресс (Жанна Маргарита Лекадр в саду)   Клод Моне

Когда Клод Моне писал картину, известную теперь под названием “Дама в саду”, он уже заявил о себе как о новаторе в пейзажной живописи, восставшем против правил и рецептов старого искусства. Художник считал недостаточным писать на природе этюды, а затем в мастерской создавать по ним картину. Стремясь запечатлеть видимую им природу более точно и непосредственно, Моне решился на смелый шаг: начал писать картину прямо с натуры или, как тогда стали говорить, на пленере.

Изображение природы приобрело особую свежесть и конкретность. Однако новый метод привел к несколько неожиданным результатам и заставил художника сделать далеко идущие выводы. Моне понял, что при изображении постоянно меняющейся натуры главной задачей становится передача солнечного освещения.

В картине “Дама в саду” Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту.

В соответствии с основным замыслом он подчеркивает светотеневые контрасты: на фоне темной стены тополей сверкают насыщенные солнечным светом пятна – цветущее деревце; за ним, в глубине,- другое; и слева – фигура молодой женщины в голубом платье. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом.

Поэтому в своих пейзажах он старается избежать глухой черноты в затененных местах и, по возможности, не пользоваться черной краской.

В картине “Дама в саду” это ему еще не вполне удается. Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Так, цветы на солнечной стороне клумбы он пишет яркой киноварью, на затененной – более холодным краплаком. По тому же принципу дифференцирует он зелень травы.

Пристальное изучение натуры приводит его к употреблению большого количества оттенков зеленого.

В ранней картине “Дама в саду” контрасты света и тени слишком прямолинейны, живопись местами жестковата, а цвет еще несколько резок, но он приобретает определяющее значение и это становится важнейшим признаком всего последующего искусства. Картину отличает ясная и строгая композиция, явно рационалистическая при всей своей естественности. Нечеткое пространственное построение указывает на преемственную связь искусства Моне с традицией всей французской пейзажной живописи.

Вместе с тем изображаемый мотив исполнен тонкой поэтичности.

Точная и эмоционально насыщенная, интерпретация действительности стала неотъемлемой чертой французского импрессионизма, начало которому положили в 1860-х годах Моне и его соратники Писсарро, Сислей, Ренуар. Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Описание картины Дама в саду Сент-Адресс (Жанна-Маргарита Лекадр в саду) – Клод Моне.