Картина художника Леонардо да Винчи “Святая Анна и Мария с младенцем Христом”. Размер картины 168 x 130 см, дерево, масло. В годы первого десятилетия 16-го века Леонардо мало работал как художник.
В четырехлетие между 1508 и 1512 годами, будучи в Милане, Леонардо да Винчи в перерывах между научными исследованиями работал над проектом памятника маршалу Тривульцио, где мастер снова возвращается к сложной по своему характеру скульптурной группе, помещая на высоком постаменте всадника, который поднял на дыбы мощного коня над поверженным воином.
Поиски монумента нового типа запечатлены в выполненной в мастерской Леонардо статуэтке всадника, необычайно динамичной и выразительной. Кроме того, художник работал над двумя живописными произведениями – “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” и “Иоанном Крестителем” .
В первой из этих композиций, где Мария с младенцем изображена на коленях у ее матери, святой Анны, чувствуется ослабление дарования Леонардо да Винчи. Художник мастерски справляется со сложной группировкой фигур, но легкая улыбка на лицах Анны и Марии, ставшая у Леонардо традиционным приемом психологического оживления образов, утратила свою прежнюю глубокую выразительность. Гораздо более поэтичен выполненный еще около 1500 года превосходный рисунок-картон для одноименной композиции “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” .