Одна из самых мрачных картин Сальвадора Дали. Место действия – столь любимая художником пустыня. Но, в отличие от большинства “пустынных” полотен Дали цветовая гамма здесь совершенно иная. Здесь нет режущего глаз контраста лазури с золотом. Вплоть до горизонта простирается черный песок.
Безоблачное небо выцвело от знойного марева. Крошечный мазок белой краски – легкое перистое облачко в углу – лишь подчеркивает неумолимую пустоту небосвода.
Далеко на горизонте возвышается камень: то ли утес, то ли обелиск. Гнетущая атмосфера картины побуждает зрителя увидеть в этом камне надгробие.
На первом плане, в световом пятне, лежит тело женщины. Название картины звучит издевкой: никакое воображение не позволит увидеть в этой женщине спящую. Женщина, определенно, мертва, и мертва давно.
Тело ее изъедено тлением. Она лежит спиной к зрителю. Череп наполовину обнажен, остатки золотистых волос разметались по земле вокруг головы, которая зияет разверстой раной; внутри копошатся черви и улитки.
Зритель видит тело не полностью: нижняя часть туловища обрезана краем картины. За тем же краем находится засохшее дерево, ветвь которого простерта над лежащей женщиной. Рука “спящей” привязана к дереву веревкой, обхватывающей тонкое запястье.
Этот безжизненный пейзаж являет собой торжество небытия: печальный итог, к которому приходит все сущее. Мертвая пустыня, мертвое дерево, мертвая женщина. И детское любопытство художника, который исследует разрушение человеческого тела с той же пытливостью, с которой в прошлом расковыривал палочкой изъеденные червями тушки мертвых зверьков.