“Снятие с кpecтa” – одна из самых знаменитых работ Рогира ван дер Вейдена. Она оказала большое влияние на развитие нидерландской живописи. У художника появились подражатели, с этой картины делалось много копий. “Снятие с кpecтa” было заказано художнику гильдией арбалетчиков, но когда произведение увидела Мария Венгерская, сестра императора Карла V и правительница Нидерландов, она выкупила произведение, а взамен художник Михель Кокси написал для гильдии превосходную копию.
Позже оригинал перешел во владение ее племянника, короля Филиппа II, который поместил его в крепость монастыря Эскориал, около Мадрида.
В инвентарных записях Мадридского королевского двора Эскориала от 1575 года, где в то время хранилась работа “Снятие с кpecтa”, упомянуто, что она имела боковые створки, не сохранившиеся до нашего времени. На них были изображены четыре евангелиста и Вознесение Христа. Картина относится к раннему периоду творчества художника. Изображен момент снятия с креста тела Спасителя. Его держат Иосиф Аримафейский, слева, и Святой Никодим, Справа.
Упавшую в обморок Богоматерь Поддерживает Святой Иоанн, позади которого стоят Мария Клеопова и Мария, сестра Лазаря. У правого края картины – согнувшаяся в плаче Мария Магдалина, за ней – человек с сосудом с благовониями.
Цветовые контрасты картины поддерживают эмоциональное напряжение ее трагического сюжета: ярко-синее платье упавшей в обморок Девы Марии, и алые одежды Святого Иоанна, зеленое платье Марии Клеоповой. Парчовое одеяние Святого Никодима своим узором контрастирует с платьем Марии Магдалины, решенным художником на тонких цветовых отношениях. Огромное внимание уделено изображению лиц и рук. Мертвенно белое лицо Мадонны полно смертельной муки.
Ее тонкие безжизненные руки выделяются на фоне синего платья, усиливая эмоциональное напряжение. Лица Святого Иоанна и Марии Клеоповой полны раздумий и глубокого сострадания.
Вся фигура Марии Магдалины с неестественно заломленными руками и опущенной головой – само воплощение горя. Лица поддерживающих Христа Иосифа Аримафейского И Святого Никодима Полны скорби. С бесконечной бережностью выписаны детали одежды, их складки, как и сами фигуры, имеют почти скульптурное построение. В картине есть фактически только первый план, и персонажи выглядят как скульптурный фриз; возможно – это следствие того, что Ван дер Вейден начинал свою творческую деятельность как скульптор.
Снятие со xpecma Рогира ван дер Вейдена – одно из самых выдающихся произведений нидерландской живописи XV столетия и, безусловно, жемчужина живописной коллекции Прадо.