Картина Давида “Смерть Марата” изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично.
Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
В картине жертва выступает как великий исторический пример. Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.
Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: “Марату – Давид, год Второй”. Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.
Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает “коварное письмо”, переданное ему убийцей: “Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату.
Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение”.
В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.
Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.
Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье.
В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.