Пейзажная работа Архипа Куинджи “Север” написана на исходе девятнадцатого столетия в 1879 году. Картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Картине “Север” присущи черты импрессионизма.
В понимании автора живописного произведения образ севера представляет собой мир, наполненный тишиной, дыханием холода, бескрайним, неоглядным пространством, где иначе переосмысливается действительность, привычные законы мира земного, природного и мира небесного.
Атмосфера бесконечности пространства рождается в результате соединения земли и неба в линии горизонта, которая, создается такое впечатление, очень скоро исчезнет, растворив все мыслимые границы и условности. Север – это мир красивейшей нетронутой дикой природы, мир холода, царство земли и неба в своей первозданности.
Пейзажное изображение северного природного мира выполнено с использованием цветового метода растяжки. Цветовая растяжка создается здесь таким образом, что разрастание и усиление колорита осуществляется от самого темного, почти черного зеленого тона до светлого, розоватого, которым выписано все пространство неба.
В пейзаже доминируют светлые, воздушные образы. На ярком светлом небе едва можно различить очертания облаков, линия горизонта слабо выявлена и столь же светла. Картина отличается своей атмосферностью, легкостью плавностью линий – все это рождает образ, вонзающийся в небесные выси, устремляющийся куда-то в безграничность за недостижимую, почти неуловимую линию горизонта.
Ведущим мотивом полотна является мотив одиночества, тоски. Здесь говорит сам Север. С неподдельной силой ощущается мощь этого сурового мира, где зарождается ветер и живет нестерпимый холод, где человек осмысляет себя лишь как незначащую песчинку в сопоставлении с вечной красотой северной земли, в сравнении с этой Вселенной холода, обжигающего ветра и одиночества.
Едва уловимые переходы цвета, колористический “разбег” оттеков выписан художником мастерски. Темно-зеленые, почти черные в своем величии и глубине северные деревья служат центральным образом, который насыщает все изображение силой и неиссякаемой энергией северного воздуха, неброских красок и бесконечных пространств.
Название картины “Север” как остроконечное, острозаточенное стальное лезвие в своей силе звучания и воздействия. Название “Север” отдается эхом, пронзает точно холодный северный ветер и застывает в воздухе красивыми снежными узорами. Север – это и начало начал, и определенный предел, но не предел сил и возможностей жить и преодолевать себя вновь и вновь в покорении столь неприступного мира. Север – это постоянное противоборство стихий. Север – это леденящая душу мелодия ветра, вонзающаяся прямо в сердце и заставляющая его замереть.
Это неотвратное и неизбывное чувство бездны, извечная направленность взгляда к небу, которое расплывается в молочно-сизых туманах, уходящих вдаль, растворяющихся в вечности.