Валентин Александрович Серов не только выдающийся портретист, но и прекрасный мастер пейзажа. Примером тому может служить полотно “Заброшенный пруд в Домотканово”.
“Заброшенный пруд в Домотканово” – фотографически точное воссоздание картины окружающей природы. Пейзаж передает настроение покоя и ощущение легкой грусти. Пруд в Домотканово слабо освещен хрупкими, едва пробивающимися потоками света. Небо напоминает цветовую растяжку белых, серо-лиловых тонов.
Возникает ощущение мерцания, поверхность пруда бликует и переливается оттенками пасмурного неба. Краски точно сгущаются, и на глазах происходит изменение состояния окружающей природы. Природная стихия живет, дышит, меняя настроение в первую очередь за счет выстроенной градации цвета.
Для картины характерно отсутствие резких переходов, ярких броских, выбивающихся на общем фоне пятен. Все уравновешено и являет собой гармонию, как свето-теневую, так и композиционную. Великолепное исполнение пейзажного изображения создает не просто замечательную по своей реализации картину, а настоящую реальность.
Растущие вокруг пруда деревья отражаются темным цветом, вытягивая и углубляя пространство, придавая ему неуловимое стремление вглубь.
Пейзаж “Заброшенный пруд в Домотканово” воплощает собой место, где царит уединение и безмятежность. Полотно словно вызывает к жизни сдержанные, глубокие чувства и раздумья, от которых вряд ли скроешься среди подобной звенящей тишины и всепокинутости. Если мирской шум и суета еще могут заглушить неявные, но настойчивые и непроходящие так скоро тревожные мысли, то такое место вроде пруда в Домотканово может быть тем возможным и столь близким шансом в обретении душевного равновесия и мира.
Отчасти для полотна характерна высокая степень затемнения красок, нагнетание и усиление теней, что только подчеркивает атмосферу заброшенности и, своего рода, пространственно-временного забвения. Пейзаж аскетичен, холоден и немногословен. Он как будто отделен, отгорожен, замкнут и закрыт от всего остального бушующего подчас неведомыми и непонятными страстями мира.
Тишина, которая звучит с холста и так исходит от этого пейзажа, заражает собой, своей невидимой силой, заставляя наши чувства говорить, а не молчать среди выкриков и мирских помех. Неважно сколько времени прошло и пройдет, сколько сменится дней и ночей так и останутся, как и прежде эта тишина, мерное колыхание водной глади и этот заброшенный пруд в Домотканово. Пейзаж открыт и понятен, но только на первый взгляд.
Порой, чем более реалистично и точно выражена действительность, тем больше скрытых подтекстов и художественных граней и слоев в изображаемом объекте, тем больше закодированных состояний и живописных метафор.