Клее Пауль, швейцарский художник-экспрессионист, график, входивший в объединение “Синий всадник”, получил образование в Мюнхенской академии художеств. Под влиянием работ Сезанна и Кандинского он стал тяготеть к экспрессии и абстракционизму, в более зрелом возрасте использовал в работе элементы сюрреализма, составляя композиции из геометрически правильных фигур.
Пауль Клее являлся постоянным членом экспрессионистического объединения “Синий всадник”, просуществовавшего 3 года – с 1911 по 1914 год. Помимо Клее в его состав входили В. Кандинский, М. Веревкина и А. Явленский. Если знаменитые русские художники развили в последующем эмоциональный абстракционизм с аморфными мотивами, то Клее более тяготел к геометрической абстракции, в его работах рациональное и иррациональное непостижимым образом сливаются в единое целое. V
На картине “Сенекио” схематично изображенное человеческое лицо, “разбитое” на разноцветные четырехугольники; в свою очередь, “лицо” вписано в своеобразную маску – круг, цветовое решение которого напоминает костюм Арлекина. Трактовка полотна неоднозначна, с одной стороны, игра художественной мысли автора, передающего меняющийся образ актера, с другой – взаимосвязь находящихся в вечных переменах искусства, театра и иллюзий творческого человека.
Картина в целом отражает художественный стиль Клее – осмысленная игра линий, пространства и плоскостей цвета. Сам художник писал, что “приглашает линию на прогулку”. Будучи не только “вольным” художником, но и преподавателем в школе дизайна в Баухаузе, Клее опубликовал несколько замечательных работ по теории искусства.
Клее отличался мастерским владением цветом, не случайно его считают одним из самых глубоких колористов модерна.
В своих работах ему удавалось достичь практически музыкальной гармонии цветовых оттенков, форма для него – это главным образом однородная цельная живописная масса. П. Клее считается по праву одним из ярчайших представителей модернизма XX в., оказавшего влияние на формирование практически всех направлений современной живописи.
В годы прихода к власти в Германии нацистов творчество Клее было признано “дегенеративным”, картины из национальных музеев были сожжены, сам же художник выслан из Германии.