Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Самсон и Далила”. Размер картины 61 x 50 см, холст, масло. История жизни Самсона изложена в ХIII-XVI главах Книги Судей. Апокрифические сказания о Самсоне встречаются в Палее исторической, иначе называемой по первой начальной фразе “Книгой бытия небеси и земли”.
В этом пересказе ветхозаветной истории особая глава посвящена изображению жизни Самсона.
Главное отличие апокрифического сказания от библейского состоит в объяснении мотива, почему Самсон открыл Далиле секрет своей силы: в Библии мотивом выставлена любовь Самсона к коварной Далиле, в Палее – пьянство Самсона. Апокрифы о Самсоне в древнее время были распространены на Руси. Великорусские былины о Святогоре находятся в очевидной связи с апокрифом о Самсоне.
Далила – коварная филистимлянка, возлюбленная Самсона.
За его беззаветную любовь и преданность Далила отплатила ему предательством; выдачей секрета богатырской силы Самсона его злейшим врагам, филистимлянам. Человеческий образ, создаваемый в своих картинах, в своем творчестве Рембрандтом, складывается в условиях свершившейся нидерландской буржуазной революции, Рембрандт впитывает в себя опыт послереволюционной голландской действительности, преломляя его через зеркало глубоко лично понятого евангелия.
После прекрасных и свободных, титанических и идеальных человеческих образов великих итальянцев следует пронизанный ироническим надломом, меримый принципами Нагорной проповеди человеческий образ Рембрандта: человек сам по себе, опутанный противоречиями жизни, но способный принимать решения и изменяться, человек, связанный с традициями прошедших столетий, но который перед высокими моральными требованиями должен проявлять себя здесь и сегодня, в повседневности.
В центре такого понимания человека стоит заповедь любви к ближнему, гуманности. В этом заключается и направленное в будущее значение человеческого образа в творчестве Рембрандта. Этот образ, насквозь проникнутый собственным и традиционным, идеями и страстями, чувством собственного “я” и уверенностью в человечестве, как творение одного человека, нашел свое зримое воплощение в линии, цвете и форме, что и определяет чрезвычайную мощь картин художника и всего искусства Рембрандта.