В Музее изящных искусств в городе Будапеште хранится живописная работа постимпрессиониста Поля Гогена “Сад в снегу”. Художник написал ее в 1879 году в период выработки индивидуального живописного стиля.
“Сад в снегу” – это тонкое лирическое по своей сути произведение. Полотно решено в единой пастельной гамме. Здесь нет резких контрастных построений, чрезмерно ярких колористических блоков.
Пейзаж получился мягким, несмотря на то, что передает атмосферу ненастья, холода и пронизывающего ветра.
Движения кисти художника точно передают динамику и порывы ветра. Пейзаж этот словно ожившая действительность, которая ощущается открыто, явно, заявляя о себе как о реальности, существующей здесь и сейчас. Настолько зримо, понятно и эмоционально правдиво воплотил художник эту идею сада в снегу.
Пейзаж “Сад в снегу” словно пронзает своим леденящим звучанием. Возникает такое чувство как будто явственно можно различить, глядя на этот пейзаж, завывание ветра, прерываемое пронзительной тишиной. Пусто, тихо и, несмотря на снег вокруг, темно.
Полотно пробуждает ощущения тоски, покинутости, затмения чувств.
Неспокойную тревожную динамику картине придает хаос черно-синих отрывистых штрихов, беспорядочно разбросанных в картинном пространстве.
Картина в большинстве своем отличается от многих других работ Поля Гогена. Пейзаж скорее создан по жанровым законам импрессионизма. Это подтверждает и отсутствие ярких цветовых контрастов, композиционной многоплановости, контурных линий и общей сглаженности красочного мазка.
Напротив, изображение получилось нежным, ненавязчивым, хоть и обволакивающим холодом и неуютным запахом снега.
Самое главное, что пейзаж воспринимается как сама действительность, пусть и не приукрашенная бойкими броскими оттенками и экспериментальными способами композиционного построения. Тем не менее, это часть окружающего мира. Этот пейзаж, несмотря на всю его непохожесть, звучит наравне с остальными работами автора, внося в этот единый визуальный ряд свой нерв, несколько иное биение жизни.