Клод в Живерни уедет навсегда И проживет почти полвека в счастье. Он будет вспоминать фиалки иногда… Здесь все живое – дом и сад. Отчасти Он сохранит усадьбы прежние черты…
А. Судьина Нормандский сад семьи художника Клода Моне сохранен бережно потомками до наших дней.
Это сегодня усадьба живописца стала музеем, а до тех пор за садом ухаживали и домочадцы, не исключая самого Моне, и позже доверенные лица. Бережно посаженные деревья и цветы, разбитые клумбы и многоярусные оранжереи – все это дело рук талантливого художника. Представленное полотно “Сад” демонстрирует красоту буйного цветения сиреневых ирисов под кронами деревьев с красными сережками.
Поле из ароматных соцветий устилает довольное большое пространство.
Трепетное отношение Моне к собственному творению столь же трепетно передано им в масле. Тонкое письмо художника перемежается с густыми мазками. Это особый прием придания объема мелким деталям.
Видно, что ирисовая поляна убегает вдаль и обрывается у самой глади заводи. Между полосками клумб виден теплый бархатный песок или земля с примесью глины.
Контраст гелиотропной палитры и рыжих дорожек оживляет цветущий сад, и тот кусок глухой зелени, что виден на дальнем плане. Моне отдавал предпочтение не хаотичному расположению цветочных клумб, а их четкой геометрии. Вот и здесь, ирисы высажены ровными полосками, словно слоеный пирог со сливами – слой теста, слой ягод.
Вкусное сочетание красок не дает места черной угольной саже. Собственно, в этом и заключалась идея первых импрессионистов – никакой черноты и смоли. Импрессия цвета, баланс света и тени, работа с солнечным настроением – это “Сад”, исполненный Моне в прямом и переносном смысле.
Интересна техника автора. Ее трудно сравнить с теми, что существовали ранее. Трудно поверить, что Моне когда-то был в ряду запрещенных авторов.
Хотя, что нового он внес в уже существующий жанр искусства – живопись?
Ирисы художника наделены особой лучезарностью, полученной определенным способом нанесения краски на холст мелкими отрывистыми мазками. Причем та “сирень”, которой окрашены цветы, да и другие цветовые решения деталей картины – результат смешения мазков чистого и дополнительного цветов. Они как раз – таки складываются в общую картину на определенном расстоянии по принципу спектрального совмещения. И так, что рисует картина?
Сад в нормандской провинции в местечке Живеньи – фамильной усадьбе Клода Моне, бережно хранимой сегодня парижской Академией изящных искусств.