Полотно XIX века “Ромул – победитель Акрона” принадлежит творчеству француза Жана Огюста Доминика Энгра. Относится оно к раннему периоду творчества автора, именно к тому, когда Энгр был в поиске собственного направления, метался между стилями кватроченто и назарейцев.
Творчество средневековых авторов интересовало молодого Жана Огюста более всего, поэтому его дальнейшее наступление на мир живописи было тесно связано с приемами Ренессанса и непосредственно с рафаэлевской школой письма. Впрочем, “Ромул – победитель Акрона” – прекрасный образчик раннего стремления Энгра к канонам возрожденческого письма с обожествлением простого человека и стремлением к высшему разуму и красоте. Это довольно теплое полотно, хотя скупое на краски.
Оно, как и все работы художника, не было особо живописным и, как говорила Нина Александровна Дмитриева, – советский и российский искусствовед, – его картина имеет бедный колорит, где полностью отсутствуют “…светотеневые эффекты…”.
Это желто-коричневое полотно с обилием персонажей, что само по себе удивительно, зная, что Энгр отдавал предпочтение двум – трем героям в своих композициях. Видимо поэтому построение сюжета кажется не вполне уравновешенным, с пропорциональными недочетами в повествовании переднего и дальнего планов, людей и коня на дыбах.
Теперь немного о смысловой нагрузке работы. Сцена, что отображена Энгром, является историческим фактом и относится к периоду первой войны в истории римлян с древним городом Ценина в старом Лации. Именно правитель Ценины – Акрон – первым напал на римлян, расположивших на близлежащих холмах разбойничье лежбище.
Бой был непродолжительным и правитель Рима в поединке с Акроном победил соперника. Тогда и состоялся первый римский триумф, о коем рассказывают триумфальные надписи с начала основания Рима на камне.
Доспехи Акрона, что держит победитель – Ромул в руках на шесте, были торжественно возложены в храме Юпитера Феретия на капитолийской вершине. Сам Акрон, убитый и разоблаченный от одежд и доспехов, в работе Жана Огюста олицетворяет нагую беспомощность и триумф над свергнутым врагом.