1872. Холст, масло. 123 x 92,4.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
1870 годах Верещагин вновь путешествовал по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал огромную серию этюдов и рисунков, отображающих жизнь и быт народов Средней Азии накануне и в период русского завоевания. Надо иметь в виду, что в это время в Туркестане господствовали отсталые феодальные отношения, существовали дикие обычаи и обряды.
Наряду с проявлениями деспотической власти местных феодальных князьков имели место рабство и работорговля. Религиозный фанатизм мусульманского духовенства процветал среди страшной бедности и невежества населения.
Беспрерывные войны одного феодала против другого опустошали селения и разоряли народ. Все это, как равно и события войны, произвело сильное впечатление на чуткого художника. Он задумал написать на тему о жизни народов Туркестана большую серию картин, над которой проработал несколько лет.
Около половины картин этой серии были посвящены изображению быта среднеазиатских народов, остальные полотна относились к батальному жанру.
К первой группе картин принадлежат такие известные полотна, как “Опиумоеды” , “Богатый киргизский охотник с соколом” , “Двери Тимура” , “Продажа ребенка-невольника” , “Узбекская женщина в Ташкенте” , “Самаркандский зиндан” и другие.
В картине “Продажа ребенка-невольника” художник гневно обличает другую мрачную сторону среднеазиатской действительности того времени – работорговлю. Изобразив в качестве “живого товара” не взрослого человека, а беззащитного, беспомощного ребенка, Верещагин усилил трагическое звучание темы.