Картина итальянского художника Алессандро Аллори “Портрет юноши”. Размер картины 55 х 43 см, дерево, масло. В 1540-е годы и в дальнейшем до конца 16 столетия маньеризм выходит за пределы итальянского флорентийско-римского круга и к концу века становится господствующим направлением в придворном искусстве Италии как на севере страны – в Милане, так и на юге – в Неаполе, проявляясь не только в живописи, но и в скульптуре, отчасти в архитектуре.
Искусство зрелого маньеризма, сложившееся на основе антиренессансных устремлений раннего маньеризма, не только противостоит передовым тенденциям в итальянском искусстве 16 столетия, но и открыто связано с идеологией феодально-католических кругов, подчинено задаче прославления римской церкви, герцогов и правителей княжеств Италии.
Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности; эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме – “манере”, как ее называют теоретики того времени; творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. К концу 16 столетия маньеристическое направление в искусстве полностью обнаруживает свою бесплодность и заходит в тупик.