Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Портрет Яна Утенбогарта”. Размер картины 130 x 103 см, дерево, масло. С переселением Рембрандта в Амстердам в конце 1631 года его изобразительная палитра неудержимо расширяется.
Но глубокой, решающей предпосылкой был тот революционный переворот общественных отношений, заново определивший место м задачи искусства. Уже Ренессанс освободил художника в Италии от оков средневековой цеховщины, от представления о художнике, как только работающем в художественных формах ремесленнике, он был признан свободной, обязанной только своему таланту личностью.
Голландский художественный рынок 17 века в отличие от феодальных меценатов кватроченто втянул художника в адский круг высокой конъюнктуры и депрессии и бросил его и других производителей товаров, все еще организованных в цехах и в члененных в городскую общину – гильдию, в реальную жизнь, определяемую порабощающей зависимостью от рынка и в значительной мере свободным способом производства.
На основе переменчивой игры спроса и предложения, в условиях вновь завоеванной свободы вырастало и новое самосознание художников, более сильные натуры из них, смотря на неизлечимый мир, стали прислушиваться только к собственному моральному суждению, чувствовали себя ответственными только перед собственной совестью.