Мастерство Брюллова как монументалиста отразилось в большом портрете княгини Елены Павловны с дочерью, который был написан художником в 1830 году.
У этой картины интересная история создания: в 1828 году великая княгиня Елена Павловна, считавшая себя покровительницей художников, отправилась в путешествие по Италии. Ее императорское Высочество, как писали современники, изволила быть в Ватикане, и русские живописцы, работающие там, в том числе и Брюллов, имели счастье сопровождать ее Высочество по всем залам музея и картинной галереи.
Результаты знакомства Брюллова с великой княгиней не замедлили сказаться. “Во время пребывания своего в Риме государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него”, – писал Карл Брюллов. Многочисленные наброски свидетельствовали об упорной работе художника над выполнением заказа. Он постоянно менял позу Елены Павловны и ее дочери, обстановку, детали. Пытливо искал композиционное решение и пришел к выводу о необходимости изобразить великую княгиню в движении.
Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приемом.