Врубель часто рисовал свою жену. И всегда он чуть-чуть уходил от реальности, немного удлинняя лицо, расширяя глаза, тем самым делая образ загадочнее. И самым реальным портретом, пожалуй, был карандашный портрет Н. И. Забелы-Врубель, выполненный художником в 1905 году.
Художник попытался изобразить жену совершенно трезво, даже прозаично, вне “образа”, вне поэтического ореола, – это строгий, суховатый портрет дамы, на котором видна даже бородавка над верхней губой.
Портрет, видимо, схож, но это совсем не та Забела, как на других ее изображениях. Как будто художник, в то время уже перенесший острый приступ психического заболевания, оправившийся от него и обратившийся к тщательному штудированию натуры, сознательно хотел быть бесстрастным и беспристрастным наблюдателем со стороны.