Картина Пармиджанино “Портрет мужчины”, дерево, масло. В 1523 или в начале 1524 года Пармиджанино переезжает в Рим. Несомненно, именно здесь художник приобрел ту высокую изобразительную культуру, блестящий артистизм, которые отличают его зрелое творчество.
И в то же время в его произведениях римского и болонского периодов усиливается антиренессансная направленность. Искусствоведы критикующие Пармиджанино за “антиренессансный характер творчества и пессимистический надлом” усмотрели в творчестве мастера только отклонение от классических канонов Ренессанса, ставя в вину произвольность изобразительного языка, и отодвинули на второй план эксклюзивность художественного видения итальянского художника.
Портрет мужчины написан на фоне пейзажа и античной скульптурной группы. Портрет поражает правдивостью, психологической емкостью и эмоциональной окраской характера изображенного на картине человека.