НАПИСАННЫЙ в злополучный год, когда все имущество Рембрандта было продано с молотка, этот превосходный портрет – дань раннему портретному стилю 30-х годов; он совершенно закончен, каждая деталь выписана.
При сравнении с “Портретом Яна Сикса” бросаются в глаза сильные стороны двух во многом различных техник; Рембрандт владел обеими мастерски. Катрина Хоогсат – здесь ей около пятидесяти – была женою красильщика. Что, пожалуй, существеннее, она принадлежала к секте меннонитов, среди которых художник имел столь обширные связи, что не будет преувеличением сказать: Рембрандта глубоко интересовало их учение.
Не придерживавшиеся столь строгих правил, как обладавшие властью кальвинисты, меннониты по образу жизни и убеждениям напоминали квакеров.
Однако, конечно, не могло быть и речи о том, чтобы Рембрандт, “живущий во грехе” с сожительницей, вступил в эту секту. В силу то ли религиозных убеждений, то ли личных качеств Катрина поражает редкостным спокойствием духа и просветленностью, что нечасто встретишь на лицах более богатых и респектабельных заказчиков Рембрандта.