Искусство портретной миниатюры на кости достигло своего расцвета в XVIII – первой половине XIX века. Маленькие изображения – прообразы современной фотографии – были настолько популярны, что в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге даже существовал отдельный класс, где обучали этому трудоемкому ремеслу.
Павел Алексеевич Иванов сначала сам учился в Академии, а после почти десять лет возглавлял упомянутый класс. На портрете изображен Михаил Михайлович Сперанский – юрист, государственный деятель времен Александра I, автор “Плана государственного образования”. Он показан в трехчетвертном повороте на нейтральном голубоватом фоне одетым в черный сюртук.
На ленте висит орден Владимира 3-й степени, в руках Сперанский держит книгу и всем своим немного надменным видом показывает, что оторвался от увлекательного чтения только ради этой работы художника. При кажущейся простоте искусство портретной миниатюры требовало большой аккуратности и терпеливости, ведь изображение формировалось из сотен тонких, не видимых с расстояния мазочков кисти. Произведения, написанные на пластинке слоновой кости, чрезвычайно хрупки.
Возможно, поэтому работ Иванова сохранилось немного.