В серии портретов 1520-х годов Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Самым значительным из них был “Портрет Эразма Роттердамского” – великого гуманиста эпохи Возрождения.
На этом портрете мыслитель изображен в традиционном развороте – три четверти. Мыслитель показан за работой, вокруг книги, он весь погружен в раздумья, губы тронула ироническая улыбка автора “Похвалы глупости” .
Сам Эразм смотрел на это свое произведение, как на литературную безделицу. Но своим местом в истории Эразм Роттердамский обязан именно этой безделице. Большая часть его научных трудов, сослужив в свое время службу, давным-давно опочили в книгохранилищах, под толстым слоем вековой пыли, в то время как “Похвалу глупости” до сих пор читают в переводах на все европейские языки, в том числе и на русский.
Тысячи образованных людей во всем мире продолжают зачитываться этой гениальной шуткой остроумнейшего из ученых и ученейшего из остроумных людей, каких только знает история всемирной литературы.
Эразм Роттердамский высоко ценил творчество Альбрехта Дюрера. “…Чего только не может он выразить в одном цвете – то есть черными штрихами, – писал о художнике великий мыслитель,- Тень, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только он не изображает, даже то, что невозможно изобразить: огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос.”