Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора “Божественной комедии” Данте Алигьери?
Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к “Раю” и “Аду” упомянутой поэмы, художник сам, или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения.
Очевидно, что Боттичелли разделял радикальность политических взглядов поэта, который был активным сторонником независимости Флоренции. Поэт провел много долгих лет в изгнании из-за междоусобной брани, терзавшей его родной город в конце тринадцатого века.
Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. Перед нами незаурядная, независимая личность. Ярко-красная, но скромная одежда, напоминающая одеяния священника, говорит о духовной устремленности, лавровый венок – о литературных победах, разворот в профиль делает портрет схожим с изображением на ордене или монете.
Лишь торчащий из-под красного колпака на голове Данте край ослепительно-белого колпака с развязанными тесемками, аллегорически говорит о чистоте и искренности помыслов изображаемого и характерной ему самоиронии.