Глядя на эту картину, где на большом диване вальяжно раскинулась молодая женщина с выразительными глазами и в пышном белом платье, многие задержат взгляд ненадолго – ну еще один шедевр великого Мане, сколько таких еще, написанных талантливым живописцем. Но те, кто знают удивительную историю их отношений, обязательно еще долго и пристально будут рассматривать ту, которую Мане страстно любил, но с которой не мог быть, и в этом была их общая трагедия.
С Бертой Мане познакомился в Лувре, и сразу решил – вот новая модель для его картин. Молодая художница, не обремененная семьей и детьми, приглянулась скандальному и уже хорошо известному Мане. Впервые Берта появится в картине Мане “Балкон” и после накрепко связала свою жизнь с мастером на долгие годы.
Она была единственной женщиной в “банде Мане”, и их платоническая связь длилась около пяти лет – художник, несмотря на всю свою раскрепощенность в творчестве соблюдал высокие принципы и о расставании с женой и детьми речи быть не могло.
Однако в 32 года Берта решила разорвать эту бесполезную связь и вышла замуж за Мане, но только Эжена, родного брата художника, поддавшись уговорам матери. Ее мечта сбылась – она стала Мане, а живописец на прощание посвятил ей картину “Букет фиалок”, которая поражает лиризмом и грустью. Так закончилась эта любовная история, которая, главным образом, развивалась в художественном пространстве – художник и художница писали друг друга, создавая для своих чувств новую реальность.
Как воспоминание об этой истории сохранились многочисленные портреты Берты Мариозо – Мане, самым примечательным из которых был написан в 1870 году, в самый разгар их отношений. Девушка задумчиво глядит куда-то вдаль, высветленная особо палитрой художника, а весь фон затемнен и написан без отчетливых линий, чтобы не отвлекать от главной героини. Внимание привлекают кисти рук Берты – тонкие и длинные, наводящие на мысль, что перед зрителем необычная тонко организованная натура. Вообще эта полотно своеобразное признание мастера, которое говорит о восхищении ее красотой и умом.
Современники вспоминают, что как только Мане видел Берту, тут же хватался за кисть – не писать ее он не мог.
Сегодня это замечательное полотно находится в США, в столице штата Род-Айленда, городе Провиденс. Она экспонируется в музее школы искусств.