Портретом Брюллов серьезно занялся сразу же после окончания Академии художеств, когда коротал время в деревянной мастерской своего брата Александра, привлеченного к работам по строительству Исаакиевского собора.
Продолжал он заниматься им до конца жизни – сблизившись в Италии с семейством Титтони, он создал портреты практически всех его членов, а в 1850 году написал один из своих шедевров – “Портрет археолога Микеланджело Ланчи”, поражающий глубоким проникновением во внутреннюю жизнь модели и тем, насколько экономен художник при этом в средствах – это касается как колорита, так и деталей.
Общее число портретов Брюллова приближается к двумстам: из них около 120 приходится на итальянский период его жизни и около 80 – на петербургский. Натурными рисунками он никогда не пользовался, обращая внимание лишь на эскизные разработки композиции портрета.
Брюллов любил писать тех, кто ему нравился, пытаясь при этом, по собственному признанию, “удержать лучшее в лице и передать его на полотне” – эту формулу прекрасно иллюстрирует “Портрет Е. П. Салтыковой”, 1841 .