Синьяк, завзятый ценитель лодок, открыватель благодатных для живописца уголков – в прошлом году он “открыл” Коллиур, скоро “откроет” Сен-Тропез, – посоветовал Сера отправиться летом на побережье Кальвадоса, в городок Пор-ан-Бессен, куда он ездил в начале своей карьеры три года подряд – в 1882, 1883 и 1884-м.
В этом небольшом рыбачьем порту с малочисленным и трудолюбивым населением Сера приступит к серьезной работе: он использует теории Шарля Анри в серии пейзажей, пытаясь избежать поверхностного применения этих теорий. Он не намерен отступать ни от одного из положений ученого, но при этом попробует включить их в более сложную систему, сохраняющую глубину и перспективу в картине, не утрачивая при этом ее декоративной ценности. Вызов, брошенный Сера, поистине поразителен.
Он ставит перед собой задачу – ни много ни мало, – с одной стороны, отнестись к картине как плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой – придать ей третье измерение, обусловленное наличием перспективы.
В конечном счете художник мог бы себе позволить вольно интерпретировать, скажем, виды скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Но сделать это ему мешает отказ от воображения, отказ, который нельзя объяснить только недоверием Сера к тому, что неподвластно разуму, он исходит из глубины его натуры. Как художник, Сера принадлежал к редкой породе людей, завороженных реальностью до такой степени, что они не в силах ее исказить – слова так и останутся для них ненайденными.
В случае с Сера ненайденными окажутся краски. Таким образом, ему необходимо было отыскать соответствующие его замыслу пейзажи. И поиски часто приводили его в труднодоступные места.
Почти во всех произведениях Сера пытается выиграть пари, заключенное им с самим собой. Он подвергает различные элементы марин, выстроенных по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь декоративного эффекта. Так, в “Журавлях и просвете в облаках” облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне “Вход в аванпорт” море испещрено тенями невидимых облаков.
Еще более отчетливо это проявляется в картине “Воскресенье”, где тканям флагов приданы волнистые складки, которые с точки зрения строгого реализма можно было бы считать излишними: в самом деле, они объясняются одним только стремлением к декоративному эффекту. Благодаря этому художнику удивительным образом удалось соединить в маринах, написанных в Пор-ан-Бессене, две столь разные задачи.
Сера вводит в композицию своего пор-ан-бессенского полотна “Мост и набережные” персонажи, до этого не фигурирующие ни на одной из его марин. Помимо нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем застыли в неподвижности таможенник, ребенок, а также женщина с какой-то ношей. Застыли, окаменели – безусловно.
Но их присутствие нарушает абсолютное одиночество, характерное для марин художника. Жизнь вторгается в его одинокое царство, погруженное в невыразимо сонное оцепенение, – царство моря, берегов и причалов.
И как если бы этот прилив жизни всюду и сдерживаемые до поры жизненные силы, накаливаясь, вдруг начали вырываться наружу, распространяться везде, где только можно – в однообразные и суровые будни художника вторглось то, что он всегда старался подавить, изгнать, – та мрачная сила, которая дает рождение всему живому и его же обрекает на гибель в стихийном, обретающем самые разные формы натиске, в слепом и торжествующем порыве.