Мастер пышных масштабных полотен, Веронезе украсил своими работами многие светские и религиозные здания Венеции. “Пир в доме Левия” был написан для трапезной доминиканского монастыря Святых Джованни и Паоло.
Исследователи предполагают, что изначально картина создавалась на другой сюжет. Высказываются различные точки зрения, на какой именно: “Тайная вечеря”, так как на месте произведения раньше находилась “Тайная вечеря” Тициана, погибшая в пожаре, “Пир в доме Симеона” или некий другой пир.
По окончании работы Веронезе был вызван на допрос священной инквизиции за чрезмерно вольную интерпретацию евангельской сцены, неуместных героев и лишние детали, не отвечавшие строгой политике католической церкви, связанной с контрреформацией. После него мастеру предоставили три месяца, чтобы переписать полотно, но вместо этого он лишь переименовал его в “Пир в доме Левия”, не столь сакральную евангельскую сцену. Веронезе известен своими многолюдными картинами, изображающими библейские пиры и трапезы.
Данная композиция представляет собой квинтэссенцию его поисков в этом направлении. Вписанная в классическую архитектурную декорацию в виде триумфальной арки, навеянную классическими работами популярных в то время Андреа Палладио и Якопо Сансовино, она словно открывает зрителю театральное действие, разыгранное на фоне нарисованного задника.
Богатая палитра ярких красок “описывает” разношерстную толпу персонажей, среди которых – турки, чернокожие, стражники, аристократы, шуты и собаки. В центре холста – фигура Христа, данная в отличие от остальных на фоне неба, она своей нежно-розовой туникой выделяется среди участников застолья. От художника не ускользает ни одна деталь!
Иуду он не только поместил по другую сторону стола от Учителя, но и заставил отвернуться. Его внимание отвлекает слуга-негритенок, указывающий на собаку, которая наблюдает за кошкой, играющей под столом с косточкой.