Четыре огромные композиции, созданные Суриковым для московского храма Христа Спасителя, стали, вообще говоря, результатом недоразумения. Оканчивая Академию художеств, молодой художник рассчитывал получить большую золотую медаль и уехать на три годы – в качестве пенсионера Академии – за границу. Но этого не случилось: представленная им картина “Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста” не собрала большинства голосов.
Тогда Суриков принял заказ комиссии по построению храма Христа Спасителя на исполнение четырех фресок, посвященных событиям ранней христианской истории – четырем первым Вселенским соборам. Это решение было судьбоносным – приехав в Москву для работы над росписями, он навсегда остался в древней столице, став с тех пор преданным москвичом.
Трудился Суриков под присмотром комиссии, что, конечно же, не могло нравиться молодому художнику. Тем не менее, создание громадных многофигурных композиций не прошло бесследно для него, – некоторые наработанные в процессе работы приемы пригодились в дальнейшем, когда Суриков писал свои исторические картины. Представляем вниманию читателей росписи “Первый Вселенский Никейский собор”, 1876 и “Четвертый Вселенский Халкидонский собор”, 1876 .