Поль Сезанн – представитель постимпрессиоистической живописи. Творческая манера Сезанна предельно индивидуальна, сложна, потому как соединяет в себе черты академической и в большей степени импрессионистической живописи. Вместе с тем творчество Поля Сезанна далеко перешагнуло по своей сути направление импрессионизма.
Поль Сезанн был довольно известен в среде французских художников, однако, подлинное признание ему удалось получить только в конце жизни. Сезанн долго шел к собственному художественному стилю. И в итоге его манера изображения до сих пор является неповторимой и находит множество ценителей по всему миру.
Многое в формообразовании и цветоощущении художник брал от импрессионистов, при этом наделяя свои полотна отличной от импрессинистической живописи главной идеи в искусстве. Ведь без идеи искусство перестает быть смыслообразующим, перестает быть культурным символом.
Поль Сезанн работал во многих живописных жанрах, особенно ему удавался пейзаж. Одной из ранних пейзажных работ можно считать “Пейзаж в Иль-де-Франс”, созданный художником в 1865 году. На сегодняшний день полотно находится в частном собрании. “Пейзаж в Иль-де-Франс” написан в технике масляной живописи, в то время, как сама художественная манера Поля Сезанна разрушает этот эффект плотных слоев масляной краски. Мазки нанесены неравномерно, порывисто, напоминая акварельный этюд, прозрачный пленэрный рисунок.
Для пейзажа характерна жизнь мгновением, смена чувственных ощущений. В каждом своем полотне Сезанн творил особую и всякий раз новую реальность. Окружающий мир художник видел и понимал по-своему. По-своему он и воплощал этот мир на своих полотнах.
Зачастую этот мир казался слишком неспокойным и распадался на фрагменты, на какие-то абстрактные части, совершенно отдаляясь от предметности и реальной действительности.
Многие работы Сезанна этого периода можно назвать пограничными, переломными. В том числе и “Пейзаж в Иль-де-Франс”. Несмотря на то, что для этого пейзажа характерны преимущественно черты искусства импрессионизма, работа обладает и рядом видимых постимпрессионистических тенденций.
Это и пренебрежительное отношение к прорисовке и академической четкости линий, это и резкие, несглаженные движения при нанесении краски, это и размашистость штриха, поэтичность и мечтательность самого образа.
Изображение неба в пейзаже напоминает разнонаправленное движение волн во время сильного ветра. Сама поверхность неба ребристая, как будто одни слои краски наскакивают на другие, вгрызаются друг в друга, образуя новые сочетания и оттенки. Пейзаж наполнен скорее не воздухом, а порывами ветра Ветер взъерошил пространство неба, растревожил деревья и зеленое “море” Иль-де-Франс.
Картина вмещает в себя гораздо больше, чем красочные слои, картина открывает собой взгляд на Иль-де-Франс, на светлый день, полный воздуха и тепла.