Гравюра “Открытие пятой и шестой Печатей” – это иллюстрация к 6-й главе книги “Откровение” Иоанна Богослова:
“И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.”
“И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?”
После того как снята печать шестая, началось великое землетрясение. Дюрер показал, как вот-вот обрушится гора. Трескается каменная скала.
Сейчас от нее начнут отваливаться глыбы: “И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь”. Дюрер дает обоим светилам угрюмо-мрачные человеческие лица. Грозный мужской лик помещен в топкий серп ущербной луны. Лучи луны остры, как кинжалы.
Лучи солнца извиваются, как змеи.
Говорят, что так изображал солнце в гравюрах уже учитель Дюрера, Вольгемут. Так, да не совсем так. У Дюрера между лучами – змеями – еще и лучи острые, как пики. И у них черный цвет.
Страшное черное солнце, разящее острыми черными лучами, над гибнущим миром. Огромные пылающие звезды падают на землю, прочерчивая в небе огненные следы. Слышишь свист, с которым они разрезают воздух. “И небо скрылось свившись, как свиток…”.
Возможно ли сделать зримой такую метафору? Для Дюрера – возможно. Огромным облаком накрыл он землю.
Оно простирается от края листа и до края – от одного конца мира до другого. И облако это сворачивается, его края закручиваются, шатер, который оно образует над миром, сужается.
Образ сжимающегося мира возникает задолго до того, как он появился в книгах современных фантастов. А под страшно сворачивающимся небом, между каменными глыбами, готовыми рухнуть, объятые ужасом грешники. Дюрер резко делит толпу надвое: слева простые люди, справа – знатные. Простолюдин в отчаянии вздымает руки к небу. Пожилая женщина пытается прикрыть своим телом ребенка.
А дети чем виноваты? – возникал и возникает неизбежный вопрос у того, кто читает “Апокалипсис”. Дюрер не знает на него ответа, но гибнущих детей изображает с щемящей душу жалостью.