Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Ослепление Самсона”. Размер картины 236 x 302 см, холст, масло. Самсон – знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
Будучи посвящен Богу в качестве назарея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назарейства, он поддался страсти к коварной Далиле и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили Самсона на унизительную работу при мельничном жернове.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Книги Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов.
Уже первые исторические картины с библейскими сценами – от “Мученичества святого Стефана” до “Давида и Саула” , от Христа, изгоняющего торговцев из храма, до “Христа в Эммаусе” и “Динария кесаря” , лучшие портреты этого времени, изображения пророчиц, апостолов и портреты выражают своеобразное противоречивое стремление художника к выразительности, являясь сплавом холодной серьезности и драматического накала в творчестве Рембрандта. И это было не случайно. За этим стремлением скрывается, по-видимому, желание Рембрандта воплотить в тематически определенном действии, в событиях, страданиях и триумфе не только “страсти”, но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнаженной жизненной правды.
С возникновением таких представлений изображающая сила художника Рембрандта начинает опережать воспринимающее сознание. Она развертывает в изображениях Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, “не замутненную никаким морализмом вещественности” и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности, которую Томас Манн определял как “в своей неподкупности чудовищный смысл искусства”, как “всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием”.