Один из величайших шедевров эпохи кватроченто, а также темперной живописи, авторства Андреа Мантеньи, помимо этого демонстрирует довольно необычный ракурс. Также известная как “Мертвый Христос” или “Плачевная”, картина изображает труп Христа, лежащего на мраморной плите, в окружении горюющих Девы Марии и Иоанна, оплакивающих его смерть.
В отличие от большинства религиозных картин раннего Возрождения, это не идеализированный портрет Иисуса: отверстия на руках и ногах, неестественный цвет кожи, драматичность перспективы придают ему холодности и реализма.
Точная дата создания картины неизвестно, хотя эксперты предполагают, что вероятно, работу можно датировать 1470. Если это так, то должно быть она оставалась в мастерской художника около 30 лет, пока не была продана, после смерти Мантеньи, в качестве оплаты его долгов. В наше время, картина висит в крупной галерее Милана – Пинакотека Брера, в качестве одного из лучших произведений христианского искусства 15-го века.
Общая тема картины вообще не является библейским сюжетом. Она не появляется ни в одном из Евангелие Нового Завета. Однако, тема стала центральной в работах таких мастеров как Рубенс, Боттичелли, Аннибале, Джотто и других.
Пространство подчеркивается необычным взглядом со стороны окна, что делает ложе Иисуса еще больше похожим на могильную плиту. Натурализм и драматизм подчеркивает безжизненность фигуры.
Статичность происходящего создается благодаря серии вертикальных и горизонтальных линий. Вертикальные включают в себя положение рук и ног Христа, а также правый край стола. Горизонтальные видны в нижнем крае ложа, в складках ткани и положении подушки. Однако иллюзия движения создается по средствам оплакивающих. Этот контраст помогает добавить напряжения, которое привлекает наше внимание.
Приглушенная цветовая гамма, в купе с другими приемами, не оставляет места для религиозной риторики.
Несмотря на то, что к концу 14-го века начала развиваться Масляная живопись, Мантенья, как и многие другие живописцы раннего Возрождения в Италии, отдавал предпочтение темперной живописи или фреске, хотя время от времени прибегал к масляным краскам.